Главная / Услуги / Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП

В боль­шинстве случаев состав преступления или нарушения возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Без преувеличения можно утверждать: эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и материалов, представляемых на исследование.

Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. 


С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:

  • Судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • Судебная экспертиза технического состояния ТС;
  • Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
  • Судебная автотовароведческая экспертиза.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС)3, расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продоль­ном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах дела, не требующие правовой оценки.

    1. Определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
    2. Определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
    3. Определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
    4. Установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
    5. Определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
    6. Определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
    7. Установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
    8. Определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
    9. Определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
    10. Какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
    11. Определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
    12. Установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
    13. Установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
    14. Определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
    15. Установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
    16. Определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
    • Есть ли в исследуемом ТС неисправности, которые могли быть технической причиной возникновения ДТП?
    • Когда, относительно момента ДТП, до его наступления или в процессе его развития, возникли данные неисправности?
    • Какова причина отказа данного механизма, системы (рулевого управления, тормозной системы и др.) ТС?
    • Имел ли водитель возможность обнаружить неисправность до момента ДТП?
    • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить дорожное происшествие при наличии данной неисправности?
    • Какова была скорость ТС в различные моменты развития ДТП?
    • Какова была скорость ТС с учетом повреждений, полученных при столкновении?
    • Какова максимально допустимая скорость ТС при условии данной видимости дороги (указывается, какой была видимость дороги)?
    • Какова максимально допустимая скорость ТС на закруглении дороги данного радиуса?
    • Какова самая безопасная дистанция между ТС в условиях данной дорожной обстановки?
    • Какое расстояние необходимо для безопасного обгона попутного ТС в условиях данной дорожной обстановки?
    • Каков тормозной и (или) остановочный путь ТС при определенной скорости его движения в условиях данной дорожной обстановки?
    • Как должен был действовать водитель в данной дорожной обстановке, согласно техническим требованиям Правил дорожного движения?
    • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд с момента возникновения опасности для движения или с момента обнаружения препятствия для движения?
    • Соответствовали ли действия водителя техническим требованиям Правил дорожного движения?
    • Состоят ли с технической точки зрения действия водителя ТС в причинной связи с возникновением ДТП?
    • С какой скоростью двигалось ТС? Если эта скорость превышала установленные ограничения (указывается, какие именно), то имел ли водитель техническую возможность избежать контакта с препятствием (указывается, каким именно), если эта скорость не превышала допустимую? Имел ли водитель техническую возможность путем экстренного торможения остановить ТС с момента возникновения опасности для движения (указывается момент возникновения опасности), не доезжая до препятствия (пешехода)?

    В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

  • 1.1. Фабула ДТП с подробным описанием ДТС.
    1.2.  Дорожные условия:

    • тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т.д.);
    • состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.д.). Во всех случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть. Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части;
    • состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т.д.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение ТС, координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП;
    • размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.);
    • продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или в процентах (спуск, подъем в направлении движения ТС либо горизонтальный);
    • наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.;
    • установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т.д.);
    • дата и время суток ДТП;
    • месторасположения ДТП (населенный пункт, ненаселенный пункт и т.д.);
    • дальность видимости проезжей части, наличие искусственного или естественного освещения;

    1.3. Наличие следов ТС на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность, при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы торможения и до оси каких колес (передней или задней) измерен след.

    • В случае если ТС в процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность участка разворота.
    • В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.), необходимо привести последовательность и протяженность каждого участка;
    • При пересечении под углом, отличающимся от прямого, указать угол пересечения в градусах либо в относительных величинах (подобная ситуация может наблюдаться при съезде ТС с проезжей части на обочину).
    • В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии или накатом преодолело какое-либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого препятствия (препятствий).
    • В случае если у ТС затормаживались только колеса одной оси (стороны), указать какой (либо какое, если это одно колесо), а также причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения.

    1.4. Скорость движения ТС, пешеходов, животных (определяется для последних экспериментально) и т.д.
    1.5. Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.).
    1.6. Дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным экспериментом).
    1.7. Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.) относительно обочин дороги или других элементов.
    1.8. Техническое состояние ТС до ДТП.
    1.9. Тип, модель ТС.
    1.10. Принадлежность государственному учреждению либо индивидуальному владельцу.
    1.11. Наличие предупредительных знаков, установленных на ТС (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т.д.).
    1.12. Степень загруженности ТС (вид груза и его масса, число пассажиров). В случае если груз не габаритный, указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.
    1.13. В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС).

  • 2.1. Момент возникновения опасности для движения либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для предотвращения наезда.
    2.2. Направление движения пешеходов (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно его траектории движения) либо под углом к ТС.
    В этом случае необходимо указать угол сближения ТС и пешехода, а также с какой, левой или правой, стороны от ТС происходило это сближение. То же самое для случая движения во встречном для ТС направлении. В случае движения в перпендикулярном направлении указать «слева направо», «справа налево».

    2.3. Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда. В случае если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался – время остановки. Для велосипедиста в случае, если велосипед затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось торможение.

    2.4. Какой частью ТС был произведен контакт с пешеходом при наезде.

    2.5. Указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом; если применял – координаты места наезда относительно следов торможения либо, на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда.

    2.6. В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать:

    • интервал между ТС и препятствием, ограничивающим обзорность;
      скорость движения ТС, ограничивающего обзорность, либо что оно находилось в неподвижном состоянии;
    • вид и модель ТС, ограничивающего обзорность;
    • направление движения ТС, ограничивающего обзорность;
    • при одинаковых скоростях ТС и попутном движении - дистанцию;
    • при различных скоростях ТС при попутном движении, а также при любых скоростях во встречном движении – расстояние от ТС, ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из-за габарита ТС, ограничивающего обзорность.
    • Для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения ТС, все расстояния указываются от места наезда; затормаживалось или нет ТС, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда.

    2.7. Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.д.) необходимо указывать дальность видимости препятствия, которое в большинстве случаев отличается от дальности видимости дороги; совпадение этих расстояний крайне редко и маловероятно. Определяются обе величины экспериментальным путем (эксперимент необходимо проводить в условиях наиболее приближенных к условиям на месте совершения ДТП). Дальность видимости, как проезжей части, так и препятствия зависит от множества факторов: конструктивных, атмосферных, технических, субъективных, экологических и т.д. Поэтому в каждом отдельном случае эти величины определяются индивидуально, независимо от среднестатистических данных.

  • 3.1.  На перекрестках.

    • 3.1.1. Обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность). Наличие за светофорными объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с цветовыми сигналами светофора, и т.д.
    • 3.1.2. Порядок организации движения ТС на перекрестке и образующих его улицах (дорогах).
    • 3.1.3. Наличие разметки, ее расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого покрытия.
    • 3.1.4. Наличие светофорных объектов, расположение на перекрестке, режим (цикл) и характер их работы.
    • 3.1.5. Расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрестка.
    • 3.1.6. Применяли или не применяли водители перед столкновением торможение; если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение.
    • 3.1.7. Расположение ТС по ширине проезжей части перед выездом на перекресток.
    • 3.1.8. Техническое состояние и загруженность ТС, какими частями произошло их столкновение, наличие факторов, способствующих возникновению ДТП.

    3.2. Дорога вне населенных пунктов.

    • 3.2.1. Попутное или встречное столкновение.
    • 3.2.2. Применялось или не применялось торможение перед столкновением; если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, а также после столкновения – до остановки.
    • 3.2.3. Момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения.
    • 3.2.4. Какими частями столкнулись ТС, их загруженность, техническое состояние и скорость движения.
    • 3.2.5. Если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело ТС с этого момента до столкновения.
    • 3.2.6. Расположение следов ТС, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ.
    • 3.2.7. Расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и ее границ.
    • 3.2.8. Расположение ТС и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.
    • 3.2.9. Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного ТС относительно границ и оси проезжей части.
    • 3.2.10. При столкновении в темное время суток необходимо кроме видимости дороги указать расстояние, с которого у водителя была объективная возможность различить неподвижное препятствие (определяется только экспериментальным путем).
  • 4.1. Характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом ТС; при этом, как правило, следы левой и правой стороны раздваиваются из-за того, что передние и задние колеса ТС двигаются по различным траекториям).

    4.2. Величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги.

    Приведенный перечень исходных данных, использующихся в САТЭ, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет следователям (суду) сориентироваться во всем многообразии исходных данных и представить для исследования именно те из них, которые отвечают особенностям конкретного ДТП. При необходимости более полного представления объема исходных данных эксперт может заявить следователю (суду) об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных. Следователь (суд) всегда имеет возможность получить консультацию по указанному вопросу либо у эксперта, направившего ходатайство, либо у иного специалиста – сведущего в САТЭ лица. На стадии подготовки назначения экспертизы наиболее существенную помощь в этом вопросе следственно-судебным работникам может оказать только сотрудник СЭУ.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) – подраздел трасологии, поэтому исследования проводятся с применением трасологических методик с учетом особенностей конструкции ТС (исключением являются методы идентификации). В судебной экспертизе технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП используются методы сравнительного анализа.

Отзывы
Менеджер
Константин Барков
Обратиться в компанию посоветовал знакомый, так как успешно с ними сотрудничал не один год. Большое спасибо сотрудникам компании за работу!
Менеджер
Вика и Олег
По рекомендации наших знакомых, обратились в эту компанию и ни сколько не пожалели об этом. Всем остались довольны, и впредь будем обращаться только в эту компанию и всем советовать своим близким и знакомым.
Сергей Гринко
Отличная компания, все сотрудники профессионалы своего дела. Всегда могут помочь выйти из сложной ситуации и ответить на все интересующие вопросы.